Анатолий Голомолзин: О сочетании защиты и конкуренции, и потребителей

image

29.10.2019 4130

Методы и последствия конкурентной борьбы в цифровую эпоху обсудили эксперты на сессии, посвященной вопросам допустимых и недопустимых практик

25 октября 2019 года в рамках XI конференции «Антимонопольное регулирование в России» состоялась сессия «Кривое зеркало цифрового рынка: допустимые и недопустимые практики». Участники обсудили методы и последствия конкурентной борьбы глобальных цифровых гигантов с локальными IT-компаниями, технологичные виды недобросовестной конкуренции, ограничительные практики агрегаторов и особенности анализа и согласования сделок на цифровых рынках.
 
Замглавы ФАС России Анатолий Голомолзин в рамках этой сессии ответил на вопросы – какие ценности и приоритеты положены в основу антимонопольной политики и что мы защищаем на цифровых рынках, существует ли стратегия развития регулирования и каковы наиболее важные направления деятельности ФАС на цифровых рынках?
 
Анатолий Голомолзин начал с основ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Человек, а не простой оборот товаров и услуг стоит во главе хозяйственных отношений. Свобода, либерализм - краеугольные философские и духовные понятия, значимые и для экономических отношений. Философы говорят, что свобода «оправдана» тогда, когда она обусловлена истинными духовными ценностями, а экономисты их дополняют, утверждая, что истинная система ценностей способствует устойчивому экономическому развитию1».
 
Он считает, что «давно пора освободиться от некоторых заблуждений, например, о том, что свобода предпринимательства основана исключительно или преимущественно на философии экономического индивидуализма. Еще с давних времен начала промышленной революции, с разделения труда не стало экономических оснований для противопоставления индивидуальности и общества и стало очевидным значение коллективных институтов. Современный уровень обмена информации и цифровая трансформация в условиях минимальных транзакционных издержек делают рынки многосторонними, взаимоувязанными и глобальными».
 
«Построение бизнеса на основе цифровых платформ, пулов прав интеллектуальной собственности, больших данных, цифровых алгоритмах, технологий адресного маркетинга, с одной стороны, и трансформации (в условиях экспоненциального роста информации) мышления, психологии и восприятия потребителей, с другой, - создают принципиально новые условия на рынке, - отметил замглавы ФАС. - Цифровая экономика создает качественно новые возможности для развития экономики, вместе с тем, недопустима подмена «невидимой руки рынка» «цифровой рукой рынка»».
 
«В условиях несовершенства рынка, неограниченная свобода деятельности цифровых компаний, обладающих рыночной властью, может привести к нежелательным последствиям, причем не только к неравным условиям конкуренции между компаниями на рынке, но и к прямому ущербу потребителям. Поэтому речь должна идти не только об опосредованной защите интересов потребителей через защиту конкуренции, но также и о недопущении прямого ущемления интересов потребителей», - считает Анатолий Голомолзин.
 
«Антимонопольщикам совсем необязательно, - говорит Анатолий Голомолзин, - при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства или рассмотрении крупных сделок слияний и приобретений, постоянно воспроизводить философские и экономические постулаты. Но государственная конкурентная политика должна на них базироваться, и мы в рамках интеллектуального регулирования должны это понимать».
 
«Ценности и приоритеты закрепляются в базовых законодательных актах и документах, определяющих государственную политику. Прежде всего речь идет о статье 2 Конституции России и развивающих ее положения применительно к предпринимательской деятельности статьях 8 и 34. А ценностные ориентиры и приоритеты антимонопольной политики государства зафиксированы в Указах Президента РФ «О стратегии информационного общества» и «Об основных направлениях государственной конкурентной политики». Практика ФАС России по применению Закона о защите конкуренции в цифровой сфере получила признание и в стране, и за рубежом», - отметил в своем выступлении Анатолий Голомолзин.
[photo_1467]
 
Елена Заева, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России, отвечая на вопрос в чем специфика цифровых кейсов и почему их нельзя поставить на поток, отметила, что нарушения на цифровых рынках идентичны нарушениям на традиционных, только они – невидимые. Она сравнила эти рынки с невидимой дорогой и невидимыми автомобилями на ней.
 
«Сложности существуют в доказательной базе. Нарушения кроются не в договорных отношениях, само правонарушение состоит в таком написании алгоритма, которое к этим нарушениям и приводит. Нам, как регулятору, нужно научиться читать алгоритмы или нанимать сторонних экспертов для проведения экспертизы. Другой аспект заключается в том, что сторонний эксперт, чтобы проверить платформу, должен обратиться к компании-разработчику за предоставлением прав на проверку. И, конечно, он их не получит и вернется к нам ни с чем. То есть сбор и сохранение доказательной базы – вот основные сложности цифровых кейсов», - сказала Елена Заева.
 
Процедура рассмотрения дел в России выгодно отличается от других стран, продолжил Анатолий Голомолзин.
 
«Так, дело по Microsoft мы рассматривали в течение 9 месяцев (за рубежом обычной является практика многолетних рассмотрений), и нарушение было устранено. Здесь сработал и институт предупреждения. Мы вынесли его в рамках рассмотрения дела. Компания не получила штрафных санкций, но при этом восстановила конкуренцию не только в нашей стране, но и в мире в целом», - привел пример замглавы ФАС.
 
«Что нужно регуляторам при рассмотрении подобных кейсов? Оперативно и адекватно реагировать на нарушения и опасные для конкуренции сделки слияний и приобретений. Второе – обеспечить взаимодействие антимонопольных регуляторов, в том числе в формате СНГ и ЕАЭС, БРИКС, на двусторонней и многосторонней основе, при рассмотрении трансграничных кейсов. Также необходимо, чтобы было хорошее понимание рынков, которое возможно в диалоге между регуляторами, участниками рынка и экспертами. Необходимо совершенствовать антимонопольное законодательство и так называемый 5-й антимонопольный пакет, разработанный ФАС на основе своей и лучшей зарубежной практики и с учетом лучших наработок в этой сфере, позволяет быть готовым к меняющимся условиям цифрового мира», - заключил Анатолий Голомолзин.
Справочно:
1 См. статью Голомолзин А.Н. Теоретические основы государственной антимонопольной политики: вопросы философских и экономических учений // Российское конкурентное право и экономика.- №2 (18) 2019.- с.6 – 17.

Источник: Ссылка

Специальное предложение

 
Катетеры

Фолея
Ла-мед Хэлскеа

Цена: от 25,60 руб.

Шприцы

одноразовые
Тяньжинь Медик

Цена: от 1,69 руб.

Маски медицинские

Кэрстон Медикал энд Протектив Продактс

Цена: от 0,83 руб.

Новости

 
 
 
 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru