Создатель пространства спектакля. Каким запомнят художника Сергея Бархина

Создатель пространства спектакля. Каким запомнят художника Сергея Бархина

image

19.11.2020 672

Народный художник Российской Федерации, заслуженный работник искусств РСФСР, оформивший более 200 спектаклей на родине и за границей, ушел из жизни в возрасте 82 лет.

Сергей Бархин родился в 1938 году в Москве в семье архитекторов Михаила Бархина и Елены Новиковой. Архитектором был и его дед по отцу Григорий Бархин. Поначалу Сергей Михайлович пошел по их стопам, в 1956 году поступил в Московский архитектурный институт, где учился у Михаила Туркуса, Геннадия Мовчана, Михаила Парусникова и Степана Сатунца. Окончив учебу в 1962 году, он проработал архитектором всего три года (к профессии он вернется позже, в 2000-х).

Тогда, в 1960-х, он нашел себя в оформлении книг и сценографии. Позже критики будут говорить, что, работая в театре, Сергей Бархин тяготеет к архитектурности. Кама Гинкас, с которым Бархин много работал начиная с 1980-х, придумает для него отдельный термин: Бархин занимается не сценографией, а созданием пространства спектакля.

Театр

Пространство первых спектаклей он создал вместе с Михаилом Аникстом, с которым подружился в годы учебы в МАРХИ. В 1967–1968 годах на сцене театра «Современник» состоялись премьеры постановок по пьесам «Баллада о невеселом кабачке» Эдварда Олби, «Народовольцы» Александра Свободина и «Искусство комедии» Эдуардо де Филиппо. Над своим первым самостоятельным спектаклем он работал в Театре на Таганке в 1968 году — это был «Тартюф», поставленный по пьесе Мольера Юрием Любимовым.

В 1970-е Бархин много ездил по стране. Он работал в театрах Горького (сейчас — Нижний Новгород), Свердловска (Екатеринбург), Куйбышева (Самара), Саратова, Перми, Иванова, Каунаса, Вильнюса и других городов. Вернувшись в Москву, снова начал работать по договорам в разных театрах — в «Современнике», МХТ имени Чехова, Театре имени Моссовета. Одним из самых нашумевших спектаклей, сценографией которых он занимался в это время, стала «Татуированная роза». Спектакль по одноименной пьесе Теннесси Уильямса в постановке Романа Виктюка впервые показали в 1982 году в МХТ имени Чехова.

Тогда же началось многолетнее сотрудничество Сергея Бархина с Московским театром юного зрителя и режиссерами Камой Гинкасом и Генриеттой Яновской. Среди их совместных постановок — «Гедда Габлер» Гинкаса (1983), «Собачье сердце» (1987), «Соловей» (1988), «Good-bye, Америка!» (1989), «Иванов и другие...» (1993) Яновской. «Собачье сердце» имело большой успех, спектакль много гастролировал, его увидели зрители в разных странах. Сотрудничество с обоими режиссерами продолжалось до последнего времени. Последними совместными постановками в МТЮЗе стали «Слон» Генриетты Яновской (2018) и «Кошка на раскаленной крыше» в постановке Камы Гинкаса (2019).

В 1980-х начался период работы в музыкальном театре. В 1988–1992 годах Бархин занимал пост главного художника Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. С 1995 по 2000 год работал художественным руководителем — сценографом Большого театра.

Сергей Бархин оформил более 200 постановок на территории бывшего СССР, а также за границей — в Германии, Финляндии, Швеции, Японии, Турции, Чехии.

Книги

Став отдушиной в 1960-х, работа по оформлению книг осталась с ним на долгие годы. На протяжении жизни параллельно с работой в театре Сергей Бархин оформлял книги, в том числе для детей.

В 1980-х ему начали предлагать сделать не только дизайн книги, но и проиллюстрировать ее. Так родились иллюстрации к «Коварству и любви» Фридриха Шиллера, похожие на эскизы к спектаклю, и сказочные рисунки к сборнику стихов Жака Превера «Как нарисовать птицу».

«Иллюстрации — это как черты лица человека, с которым близок душой. Душа его — литература», — говорил Сергей Бархин.

В 1994 году вместе с сестрой-близнецом Татьяной и дочерью Анной Сергей Бархин открыл собственное издательство. Целью семейного дела Бархиных стало издание монографий родных и друзей. Первой издали книгу мамы, архитектора Елены Новиковой.

Анимация и кино

Одна из книг, вышедших в издательстве Бархиных, — сборник рисунков и произведений Тонино Гуэрры. Известный итальянский поэт, писатель, сценарист, режиссер и соавтор Федерико Феллини был большим другом Сергея Бархина.

С именем итальянского сценариста связана работа Сергея Бархина в анимации: он стал художником-постановщиком двух анимационных фильмов Андрея Хржановского, основанных на сценариях Гуэрры, — «Лев с седой бородой» (1995), «Долгое путешествие» (1997), а также «Собака, генерал и птицы» (2003).

В 1970-х он оформил несколько фильмов-спектаклей: «Встречи и расставания» (1973, совместно с Садиром Зиямухамедовым), «Пена» (1977) и «Васса Железнова» (1978, совместно с Валентиной Гордеевой).

Награды

Сергей Бархин пять раз становился лауреатом театральной премии «Золотая маска» — в 1995, 2001, 2005, 2011 и 2013 годах. Театральную премию «Хрустальная Турандот» он получал в 1999, 2010, 2011 и 2016 годах. В 2002 году он стал лауреатом Международной премии имени К.С. Станиславского.

В 1991 году Сергей Бархин был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, народным художником Российской Федерации он стал в 1998 году. Дважды — в 1993 и 2001 годах — становился лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области театрального искусства и дизайна соответственно.

Источник: Ссылка

Актуальные новости

 

Новости

 
 
 
 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница