Фармацевты смогут консультировать людей, покупающих медикаменты

image

19.05.2022 1775

Работники аптек могут получить право шире консультировать своих покупателей. Это предусмотрено проектом нового профессионального стандарта, документ подготовлен профессиональным сообществом совместно с Минтрудом и направлен на согласование в Минздрав России, сейчас идет его общественное обсуждение.

Как будут проходить такие консультации и не возникнет ли угрозы конфликта с лечащим врачом? На эти вопросы "Российской газете" ответила глава Национальной фармпалаты и Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елена Неволина.

И сейчас провизор в аптеке нередко подсказывает, что можно купить на замену, если нужного лекарства нет в продаже, как правильно принимать препарат. При этом часто люди приходят без рецепта и просят "что-нибудь от головы", "от простуды". Но разве вправе провизор подменять доктора?

Елена Неволина: Ни о какой подмене речь не идет. Сейчас фармацевтический работник чаще выполняет функции просто продавца. Но ведь работники аптек имеют медицинское образование, причем многие - высшее. Поэтому они могут и, по моему убеждению, должны шире помогать пациентам, а не только дать совет по дозировке, правилах приема покупаемого лекарства. В проекте нового профстандарта заложена структура фармацевтического консультирования, включая и пропаганду здорового образа жизни.


Во время пандемии сложно было попасть к врачу, и люди приходили в аптеку и за лекарствами, и за советом по лечению - отсюда возникло понимание аптечного сообщества, что расширение функций будет востребовано?

Елена Неволина: Да, конечно. Хотя надо сказать, что функция консультирования заложена и в нынешнем варианте профстандартов, и в правилах надлежащей аптечной практики. Например, сейчас провизор имеет право помочь пациенту подобрать безрецептурный препарат.

Но мы хотим расширить рамки таких консультаций - в помощь врачу.

Как это будет выглядеть?

Елена Неволина: Мы провели опрос, и оказалось, что 58% потребителей говорят, что идут к врачу, когда все лекарства уже перестали помогать. Ничего хорошего в этом нет, но это данность - и аптека может стать инструментом, смягчающим последствия неумеренной любви наших граждан к самолечению.

Простой пример. К нам часто приходят с головной болью, считая ее легким недомоганием. Провизор, задав несколько вопросов, сможет понять - случайная ли это ситуация, или нет, он посоветует тут же измерить давление - тонометры есть в торговых залах многих аптек.

По сути, такую консультацию можно рассматривать как предварительную экспресс-диагностику. Но именно предварительную. Потому что поставить диагноз - это, конечно, не задача фармацевта. Но он может помочь медикам в раннем выявлении серьезных заболеваний. В случае с нашим условным пациентом может оказаться, что у него повышено давление, или при разговоре обнаружатся тревожные симптомы, на которые, возможно, человек сам не обращает внимания.

Конечно, фармработник не сможет заменить врача и поставить диагноз, но он может помочь медикам в раннем выявлении заболеваний

Тогда фармацевт убедит его срочно показаться врачу. Опрос показал: провизора воспринимают как медработника, к его совету обычно прислушиваются. Мы в Ассоциации индустрии товаров для здоровья вместе с министерством здравоохранения как раз и хотим четко определить безопасные рамки такого консультирования.

Что еще может получить пациент от фармацевта, кроме описанной вами "профилактики" самолечения?

Елена Неволина: Сейчас остро стоит проблема антибиотикорезистентности, потому что многие принимают антибиотики бесконтрольно. Фармацевт должен не просто отказать в продаже антибиотика, если нет рецепта, но и объяснить, почему принимать его можно только по назначению врача.

Это важно, ведь производитель зарегистрировал лекарство как рецептурное - это значит, при применении без контроля специалиста оно может принести вред.

Что касается безрецептурных лекарств, они относительно безопасны, но при одном условии: если соблюдается инструкция по применению. В этом случае задача фармацевта - напомнить пациенту, что нужно точно соблюдать дозировку, не менять длительность лечения без разрешения врача.

Но ведь налицо конфликт интересов: аптека заинтересована продавать больше. Мы видим, что на деле фармацевт в лучшем случае уточняет: "Это вам доктор выписал?" - и все же продает препарат без рецепта.

Елена Неволина: Такое бывает. Но контроль за аптеками становится все жестче, и в последние годы серьезные рецептурные препараты - антибиотики, успокоительные, антидепрессанты, гормональные лекарства - купить без рецепта почти невозможно. К тому же часто врачи официально не оформляют назначение в виде рецепта, считая это пустой формальностью. Так что исправлять ситуацию надо с разных сторон.
Контроль за аптеками становится все жестче, купить сегодня без рецепта серьезные препараты - антибиотики, успокоительные - почти невозможно

Тут есть нюансы. Нередко лекарство назначено, но рецепта нет, потому что за ним нужно идти в поликлинику, тратить время. Как быть?

Елена Неволина: Решить эту проблему поможет внедрение электронных рецептов. Когда аптеки включат в единую информационную систему с медучреждениями - отпадет необходимость выписывать лекарство на бумаге. Сейчас в нескольких регионах готовятся такие пилоты.

Мы видели, как ажиотажный спрос в марте привел к дефициту лекарств. Препараты расхватывали, обеспечивая себя на год вперед. И аптека не могла отказать таким покупателям. Не предполагается ли поменять правила?

Елена Неволина: Нет. Правила написаны в интересах пациента, и вводить какие-либо ограничения не планируется. При этом если строго соблюдать правила рецептурного отпуска, это поможет избежать ажиотажа. Продавая лекарство, фармацевт делает на рецепте отметку. Сразу понятно: когда человек купил лекарство, в каком количестве, на какой срок этого хватит. Тем более что врачам разрешено выписывать рецепты со сроком действия до года, указав нужное количество препарата в расчете на год.
70 тысяч аптек работало в регионах России, по данным на начало 2022 года

А как предполагается решить вопрос с дистанционной покупкой рецептурных лекарств с доставкой на дом, о чем еще год назад просили пациентские организации?

Елена Неволина: Это правильная инициатива, в чем мы опять же убедились во время пандемии. Но тут важно, чтобы такой способ продажи хорошо администрировался - не должно быть условий для бесконтрольного приема лекарств. Отработать подходы предполагается, также проведя пилоты в нескольких регионах. При введении электронного рецепта сделать все это будет намного проще. Не должно быть привязки к конкретной аптеке, чтобы пациенту было удобно, чтобы он мог получить лекарство и в другом регионе во время командировки или отпуска.





РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА
Источник: ( Ссылка )

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Прозерин р-р д/и 0.5мг/мл 1мл амп  №10

Пространство дискуссий

image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник
image
Как закон о декриминализации медицинской деятельности дискриминирует “бесплатных” пациентов
image
В Москве дан старт пилоту дистанционного отслеживания состояния здоровья беременных

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Врач назвала самые вредные перекусы для школьников
image
Врач назвала самый полезный вид мяса для пожилых
image
Врач назвала зону, боль в которой связана с болезнями сердца
image
Невролог назвала основные симптомы СДВГ у детей
image
Врач рассказала, почему возникает шум в ушах
image
Развеян миф о пользе работы стоя
image
Психотерапевт объяснила, почему люди заедают стресс
image
Врач предупредила о риске инсульта из-за частого пропуска завтрака
image
Пластический хирург объяснил, как делают кубики пресса
image
Врач назвала три самые полезные ягоды
image
Россиянам рассказали, как сохранить мышцы по мере старения
image
Врач рассказала, как понять, болит печень или желчный пузырь
image
Педиатр предупредил об опасностях на даче
image
Топ санаторных процедур для поддержания здоровья
image
Врач Жиляева назвала две главных угрозы здоровья офисных работников
image
Вкус металла во рту и еще 8 признаков пониженной кислотности желудочного сока

Новости

image
В Госдуму внесен законопроект об обороте метанола
image
Росздравнадзор намерен установить порядок списания безнадежных штрафов
image
Для «Круга добра» закупят препараты «Стрензик» и «Карзиба»
image
Представлен обзор аптечных продаж диуретиков по итогам 2023 года
image
Минздрав зарегистрировал первый в мире препарат для терапии болезни Бехтерева
image
Более 1 млн телемедицинских консультаций провели в Подмосковье с начала года
image
Раменские врачи прооперировали мужчину с девятью переломами после ДТП
image
Солнечногорские травматологи спасли 77-летнего пациента, который почти сломал протез тазобедренного сустава
image
Проект «Сделано в Москве» откроет маркет локальных брендов для гостей Московского полумарафона
image
Налоговые вычеты и банковские продукты: в Москве начался проект по финансовой грамотности для слабовидящих
image
«Нам доступны все современные мировые технологии»: главный педиатр Москвы — о развитии детского здравоохранения
image
В Москве стартовала акция "Георгиевская ленточка"
image
Новый рентген-кабинет открылся в инфекционном отделении Раменской больницы
image
Минздрав положительно оценил перспективы использования дронов для доставки лекарств и анализов
image
Еврокомиссия одобрила лекарство против инфекций с лекарственной устойчивостью
image
«Ингосстрах-Жизнь» определила категории клиентов, наиболее подверженных рискам критических заболеваний

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница