Правовой обзор законодательства по закупкам за период 26.07.2019 – 02.08.2019

image

02.08.2019 4756

Краткий обзор законодательных инициатив, изменений в законодательстве, а также судебная и арбитражная практика. Тема - государственные (муниципальные) закупки. Обзор подготовлен на Кафедре государственных (муниципальных) и корпоративных закупок в Московском государственном областном университете (МГОУ).

ПРАВОВОЙ ОБЗОР

26.07.2019 – 02.08.2019

Содержание:
I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

1.1. 26.07.2019 опубликован Федеральный закон от 26.07.2019 N 199-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» ( Ссылка ).

Федеральным законом № 199-ФЗ от 26 июля 2019 г. (далее – Закон № 199-ФЗ) в Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, направленные на совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля (далее – финконтроль), внутреннего финконтроля и внутреннего финансового аудита, наиболее значимыми из которых представляются следующие:
в ст. 306.1 введена новая редакция термина «бюджетное нарушение», согласно которой бюджетным нарушением признаются: нарушение установленных Законом № 44-ФЗ требований к планированию, обоснования закупок, требований к изменению, расторжению контракта, а также нарушение условий контрактов (с 06.08.2019);
в ст. 269.2 уточнены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финконтроля: такие органы наделяются полномочиями направлять в суд иски о признании осуществленных закупок недействительными (с 01.01.2020);
в ст. 219 изменена редакция п. 5 в части санкционирования оплаты денежных обязательств, а также постановки на учет денежных и бюджетных обязательств (с 06.08.2020);
в связи с изменениями в п. 1 ст. 266.1 поставщики (подрядчики, исполнители), осуществляющие исполнение контрактов, получают статус объектов государственного (муниципального) финконтроля (с 06.08.2019). 
 Закон № 199-ФЗ вступает в силу с 06 августа 2019 г., за исключением отдельных его положений, вступающих в силу в иные сроки.

1.2. 25.07.2019 опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 20.07.2019 № 947 «О внесении изменений в Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» ( Ссылка ).

Пункты 6-7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), излагаются в следующей редакции:
«6. В случае если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 104 Федерального закона.
(п. 6 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.07.2019 N 947)
7. В случае если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 - 25(3) части 1 статьи 93 Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 5 статьи 104 Федерального закона.».
Постановление № 947 вступило в силу 02.08.2019.

1.3. 25.07.2019 опубликовано Постановление Правительства РФ от 20.07.2019 N 948 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186» ( Ссылка ).

Правительство определило, в каких строительных контрактах можно будет изменять существенные условия.
Правительство установило предельную цену строительного контракта, позволяющую изменить его существенные условия в случае непредвиденных обстоятельств, из-за которых его невозможно исполнить. С 2 августа 2019 года она составит 100 млн руб. и выше.
Воспользоваться этой возможностью разрешается, если одновременно соблюдаются следующие условия:
- контракт заключен на один год и более;
- есть решение правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации;
- планируемые изменения условий контракта не увеличивают срок его исполнения или цену более чем на 30%.

1.4. 29.07.2019 опубликовано Постановление Правительства РФ от 25.07.2019 N 962 «О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99» ( Ссылка ).

С 6 августа изменятся доптребования к участникам закупок, связанных с объектами культурного наследия.
Новшества касаются закупок работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации некоторых музейных предметов и документов, а также работ, связанных с доступом к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, их хранилищам, системам безопасности. Поправки не затронут закупки, начатые до 6 августа. 
Закупки разделили на подгруппы. 
Правительство выделило:
- работы по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов;
аналогичные работы, не затрагивающие надежность и безопасность объектов;
- работы по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов из библиотечных фондов;
- работы и услуги, связанные с допуском исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам музеев, библиотек, к системам обеспечения безопасности или сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Уточнили требования к документам, подтверждающим опыт.
Участники закупок должны будут представлять:
- копию исполненного контракта или договора, подтверждающего опыт работ из соответствующей подгруппы. Если закупаемые работы по сохранению объектов культурного наследия не влияют на их надежность и безопасность, подойдет контракт (договор) на аналогичные работы, включенный в реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ (реестр договоров по Закону N 223-ФЗ), или любой контракт (договор) на работы, затрагивающие надежность и безопасность таких объектов;
копии актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты.
Для всех закупок работ по сохранению объектов культурного наследия дополнительно понадобится копия разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, если такой документ нужен по градостроительному законодательству.
Акты и разрешения на ввод в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за три года до даты окончания срока подачи заявок.
Одним требованием стало меньше.
Участникам закупок больше не нужно будет подтверждать, что у них есть необходимое недвижимое имущество, оборудование, технические средства.

1.5. 02.08.2019 опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 1001 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» ( Ссылка ).

Вносятся изменения в пункт 5 Положения, согласно которому годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливается в размере не менее чем 20 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (ранее было установлено 18%). При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, осуществленных в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения, должен составлять не менее чем 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок (ранее было установлено 15%).
Кроме того, вносятся изменения в пункт 5.1 Положения, согласно которому годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен составлять не менее 18 процентов совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки (ранее было установлено 15%). 
Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.

1.6. На сайте regulation.gov.ru размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ( Ссылка ).

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 
‎для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 
‎(далее – проект федерального закона) подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с отраслевыми союзами (ассоциациями) в инициативном порядке в целях обеспечения качества 
‎и безопасности товаров и услуг, закупаемых для государственных 
‎и муниципальных нужд в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. 
‎№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 
‎для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии с действующими нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение 
‎в Федеральный закон № 44-ФЗ изменений, направленных на конкретизацию требований к такой экспертизе – об обязательном проведении лабораторных исследований безопасности и качества (в том числе потребительских свойств, техническим характеристикам, а также энергетической и пищевой ценности) закупаемого продовольствия или продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, периодичности проведения таких исследований, а также на установление требований в отношении лиц, осуществляющих такие исследования.
В настоящее время сложилась определенная практика заключения контрактов на поставку продовольствия и продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, при детальном рассмотрении которой выявляются следующие основные особенности: 
качество и безопасность поставляемого продовольствия и продукции общественного питания проверяется только на этапе приемки, которая проводится зачастую путем сличения данных сопроводительной документации с требованиями, указанными в спецификации к контракту;
оценка соответствия закупаемого продовольствия и продукции общественного питания нормативно-технической документации, санитарным нормам, гигиеническим нормативам путем проведения лабораторных исследований (при условии того, что внешний вид закупаемого продовольствия и продукции общественного питания не несет в себе видимых следов порчи) не проводится или проводится только единожды;
поставщик, который не является производителем поставляемых товаров, также не проводит лабораторных исследований поставляемого продовольствия и продукции общественного питания, полагаясь 
‎на документы об оценке соответствия, предоставленные производителем.
Таким образом, качество продовольствия и продукции общественного питания, закупаемых в рамках контракта по обеспечению государственных 
‎и муниципальных нужд, фактически зависит только от производителя, который не является стороной контракта и не несет ответственность за его исполнение.
Подобная ситуация негативно сказывается на обеспечении соответствия закупаемого продовольствия и продукции общественного питания требованиям безопасности и качества (в том числе потребительских свойств, энергетической и пищевой ценности).
Изменения, предлагаемые проектом федерального закона, призваны обеспечить должный уровень контроля за качеством и безопасностью закупаемых продовольствия и продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, введение практики обязательных исследований поставленных продуктов питания лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации, что будет способствовать эффективной борьбе с поставками некачественного или фальсифицированного продовольствия или продукции общественного питания в рамках закупок, осуществляемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также проектом федерального закона уточняется регулярность лабораторных исследований закупаемого продовольствия или продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания, при этом обязанность по оплате стоимости таких лабораторных исследований возлагается на поставщика (исполнителя) в случае выявления в результате проведения лабораторных исследований несоответствий требованиям безопасности и качества (в том числе потребительских свойств, техническим характеристикам, а также энергетической и пищевой ценности) закупаемого продовольствия или продукции общественного питания при закупке услуг общественного питания.
Риски увеличения стоимости продукции в связи с введением регулярности лабораторных исследований представляются маловероятными, поскольку проект федерального закона не предусматривает увеличение объема требований к закупаемым товарам, а ориентировочная стоимость лабораторных исследований закупаемого продовольствия может составить, по экспертным оценкам, не более 1-2% от цены контракта. 
В целях анализа указанных рисков был произведен расчет стоимости лабораторных исследований на примере стоимости исследований молочной продукции на наличие растительных жиров как наиболее часто встречающегося метода фальсификации молочной продукции. При этом стоимость такого лабораторного исследования является одной из наиболее высоких. 
Для целей расчета ориентировочной стоимости исследований использовались средние показатели стоимости исследований молочной продукции на наличие фитостеринов (растительных жиров) ‎и средняя цена контракта на закупку молочной продукции, исходя ‎из случайной выборки по разным федеральным округам. Для определения средней стоимости исследований были проанализированы тарифы ‎на проведение лабораторных исследований в 12 субъектах Российской Федерации.
Средняя стоимость одного исследования на наличие фитостеринов составила 6 600 рублей. 
Для определения средней цены контракта были проанализированы цены контрактов на закупку молочной продукции. Всего было проанализировано 65 контрактов из 41 субъекта Российской Федерации ‎на общую сумму 236 626 638 рублей 34 копейки. 
Средняя цена контракта составила 552 445 рублей. Срок, на который заключен контракт, составил в среднем 6,5 месяца, что предполагает проведение не менее 2 лабораторных исследований. Всего в рамках анализируемых контрактов было закуплено 195 наименований продукции, что в среднем составило 3 наименования молочной продукции по одному контракту. 
Исходя из данных показателей, стоимость проверки молочной продукции на наличие растительных жиров составила 1,19% от цены контракта.
Точная стоимость лабораторных исследований может быть рассчитана только в рамках каждого конкретного контракта, исходя из стоимости проведения лабораторных исследований одного образца, объема проводимых исследований, метода, применяемого при проведении указанных исследований, тарифов и цен, установленных конкретной лабораторией ‎или испытательным центром, вида исследуемой продукции, количества лабораторных исследований в течении срока действия контракта. 

1.7. На сайте regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" ( Ссылка ).

Дата начала общественного обсуждения: 30 июля 2019 г.
Дата окончания общественного обсуждения: 13 августа 2019 г.
Проект постановления Правительства Российской Федерации 
"О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема" (далее – Проект постановления) подготовлен во исполнение пункта 16 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 24 мая 2019 г. № СА-П13-65пр. 
Проектом постановления предусматривается унификация срока оплаты по договорам, заключаемым с субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон 
№ 223-ФЗ), со сроком оплаты по контрактам, заключаемым с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией в соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанный срок должен составить не более 15 календарных дней, а не 30, как сейчас. Срок сократят для всех ситуаций:
закупка проведена на общих основаниях;
участвовать в закупке могли только СМСП;
СМСП выступает субподрядчиком.
Указанное изменение направлено на создание более благоприятных условий участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, осуществляемых в рамках Закона № 223-ФЗ.
Учитывая необходимость изменения заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, своей хозяйственной деятельности в связи с принятием Проекта постановления, предполагается установление отложенного срока вступления в силу Проекта постановления. Планируется, что изменения вступят в силу 1 января 2020 года.

1.8. На сайте regulation.gov.ru размещено Уведомление о начале разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ( Ссылка ).

Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: во исполнение подпункта «л» пункта 15 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378.
Краткое описание проблемы: законопроект направлен на установление обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Круг лиц: участники отношений, регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Краткое изложение целей регулирования: совершенствование законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Планируемый срок вступления в силу: Январь 2020
Срок переходного периода (в календарных днях): 0.
Дата начала публичного обсуждения: 30 июля 2019 г.
Дата окончания публичного обсуждения: 19 августа 2019 г.

1.9. На сайте regulation.gov.ru размещено Уведомление о начале разработки проекта приказа «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 № 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» ( Ссылка ).

Краткое описание проблемы: Проект приказа направлен на приведение в соответствие положений, содержащихся в приказе Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 № 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки», положениям Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающим существенные изменения в отношении планирования закупок, в том числе в части исключения формирования плана закупок и осуществления планирования закупок в составе единого плана-графика закупок.
Круг заинтересованных лиц: Участники контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Общая характеристика соответствующих общественных отношений: отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: План-график подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Министром финансов Российской Федерации А.Г. Силуановым от 03.06.2019 № 4884п-П13.
Срок переходного периода: 0
Дата начала общественного обсуждения: 1 августа 2019 г.
Дата окончания общественного обсуждения: 15 августа 2019 г.

1.10. На сайте regulation.gov.ru размещено Уведомление о начале разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации» ( Ссылка ).

Минэнерго России предложено закрепить понятие "рабочая документация".
Обоснование необходимости подготовки проекта нормативного правового акта: Наличие пробела в правовом регулировании, создающего избыточную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности.
Краткое описание проблемы: Отсутствие закрепленного в законодательстве Российской Федерации определения термина "рабочая документация" приводит к тому, что в случае даже незначительных отличий проектной документации от рабочей документации, контролирующий орган вправу выдать предписание о необходимости корректировки проектной документации и проведении ее повторной государственной экспертизы, что приводит к увеличению сроков реализации строительства.
Круг лиц: Не ограниченный круг лиц.
Краткое изложение целей регулирования: Закрепление определение термина "рабочая документация", уточнение ее отличия от проектной документации, а также закрепление допустимости отклонения проектной документации от рабочей документации.
Планируемый срок вступления в силу: Январь 2021.
Срок переходного периода (в календарных днях): 0.
Дата начала публичного обсуждения: 26 июля 2019 г.
Дата окончания публичного обсуждения: 8 августа 2019 г.
Длительность публичного обсуждения (в рабочих днях): 10.

1.11. Информационное письмо Минфина России от 30.07.2019 N 24-05-05/57198 «По вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ». 

Ведомство отметило, что в Законе N 44-ФЗ нет специальной нормы, которая позволяет отклонить заявку на участие в электронном конкурсе или аукционе, если обеспечивающая ее банковская гарантия не соответствует требованиям.
Тем не менее допускать участников к закупке в таких ситуациях не нужно. Обеспечить заявку должен каждый, за исключением государственных и муниципальных учреждений. Участник, который представил ненадлежащую гарантию, не соответствует требованиям законодательства (п. 2 письма).
В качестве основания для отклонения заявки министерство предлагает указывать п. 3 ч. 4 ст. 54.7 или п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. На сайте «Известия» опубликована статья: «Товар — тенге — товар: импортозамещение распространят на весь ЕАЭС. Российские товары могут покрыть закупки из дальнего зарубежья минимум на $4 млрд.».

Импортозамещение распространят на весь ЕАЭС — Минпромторг совместно с Евразийской экономической комиссией уже готовят специальную программу по замене поставок из дальнего зарубежья продукцией, произведенной в союзе. Потенциал замещения иностранных товаров местными (прежде всего, российскими) — не менее $4 млрд, подсчитали в Евразийском банке развития (ЕАБР). Для того чтобы нарастить объемы взаимной торговли, необходимо устранить действующие бюрократические барьеры, которые даже при отсутствии таможенных пошлин делают товары союзников неконкурентоспособными по сравнению с зарубежными аналогами, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
План вытеснения
Минпромторг и ЕЭК пишут дорожную карту по индустриализации ЕАЭС, сообщили в министерстве. Документ будет направлен на углубление интеграционных процессов и включит раздел, посвящённый потребностям стран в продукции друг друга.
— Представляется, что карта будет способствовать налаживанию кооперационных цепочек в Союзе и позволит совместно заместить товары, импортируемые из третьих стран, — заявил «Известиям» представитель Минпромторга.
На просьбу раскрыть подробности будущей программы в министерстве ответили, что она пока формируется, поэтому детализация преждевременна.
Международные индустриальные цепочки после развала СССР были почти полностью разрушены — совместное импортозамещение может поспособствовать их возрождению, заявил «Известиям» эксперт РАНХиГС Евгений Гущин. Разрабатываемая программа направлена скорее на то, чтобы сбалансировать интересы партнеров по союзу. Так, Россия продает в государствах ЕАЭС незначительный объем своих товаров, тогда как наш рынок для партнеров имеет ключевое значение. Кроме этого, компании из ЕАЭС в ближайшее время получат равный с российскими коллегами доступ к госзакупкам. Импортозамещение должно несколько сгладить ситуацию и открыть дорогу отечественным товарам на союзные рынки, считает он.
Продать на $4 млрд
По подсчетам ЕАБР, потенциал замены иностранных товаров продукцией внутрисоюзного производства (исходя из наиболее востребованных позиций) — не менее $4 млрд в год. Об этом говорится в докладе банка за 2018 год, посвященном экономической интеграции объединения (есть у «Известий»).
Рейтинг импортозамещения товарами из союза в Армении возглавляют лекарства (потенциал — $112 млн), в Белорусии — вычислительная техника ($165 млн), в Казахстане — трубы из черных металлов ($322 млн), в Кыргызстане — медицинские препараты ($116 млн). Россия может покрыть закупками у стран партнеров потребность в ферросплавах на сумму $338 млн. Объем взаимной торговли товарами между членами союза за 2018 года составил $59,7 млрд (плюс 9,2% к уровню 2017-го).
В Армении товарами из союза можно заместить максимум 77% импорта из стран дальнего зарубежья, в Кыргызстане — 58%, в Казахстане и Белорусии — по 29%. Подавляющую часть зарубежных поставок может заменить продукция из России, следует из доклада ЕАБР. Сама РФ может компенсировать продукцией из других государств ЕАЭС лишь 1% потребления из-за границы.
Легко не будет
В Российском экспортном центре (РЭЦ) на вопросы «Известий» о потенциале замены в странах ЕАЭС импорта российской продукцией сообщили, что он «весьма высокий». По словам представителя РЭЦ, большинство позиций отечественного несырьевого экспорта и так уже поставляется на рынки партнеров по союзу. В 2018 году в Белоруссию продали 1014 видов товаров, в Казахстан — 980, в Армению — 668, в Киргизию — 635, притом что на мировые рынки было экспортировано 1089. Почти половина зарубежных поставок в ЕАЭС приходится на Россию. Наша страна выступает также и крупнейшим покупателем продукции союзников — 20% в их совокупном экспорте.
В РЭЦ подчеркнули, что конкуренция за потребителя на рынках ЕАЭС высока, и не всегда российские товары одерживают верх.
Значительный рост объемов взаимной торговли невозможен до тех пора, пока существует нынешние бюрократические барьеры, уверен управляющий директор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Андрей Точин. Например, для того чтобы на экспорт российской продукции в партнерскую страну не начислялся дополнительный НДС, поставщику необходимо проходить длительные и не всегда успешные согласования в налоговой союзного государства. Такие факторы нивелируют конкурентное преимущество по цене российских товаров на союзных рынках, уточнил он.
Впрочем, закупки некоторых видов продукции сдерживаются и по другим причинам, добавил Андрей Точин. Не стоит сбрасывать со счетов лоббизм международных корпораций на союзных рынках и нежелание местных властей насыщать их российской продукцией.
За исключением высокой конкуренции, главный барьер для роста взаимной торговли — это дефицит информации о потенциальных партнерах в ЕАЭС, заявил «Известиям» руководитель центра интеграционных исследований ЕАБР Андрей Петросьян. Так считают более 30% из почти 700 крупнейших корпораций союза, опрошенных банком. Эксперт уточнил, что наименее прозрачными предприятия считают рынки Армении и Кыргызстана.

2.2. На сайте «Про-госзаказ» опубликована статья: «Правительство предложит сократить способы госзакупок с 11 до трех.».

К ноябрю правительство должно внести в Госдуму поправки в закон о госзакупках, которые сократят число способов таких закупок с одиннадцати до трех, сообщил первый вице-спикер Александр Жуков.
По его словам, в законе оставят конкурс, аукцион и запрос котировок и уберут остальные способы, в том числе запрос предложений, двухэтапный конкурс и другие.
Сроки проведения закупок должны сократить, а правила нормирования сделать едиными для всех уровней - федерального, регионального, муниципального", - сказал Жуков. Также ожидается введение универсальной стоимостной предквалификации, то есть допуск к закупкам, свыше определенного объема только участников, имеющих успешный опыт исполнения в объеме не менее 20% от минимальной цены контракта. В правительстве считают, что так можно будет отсечь "липовые фирмы, которые ничего никогда не делали, но дают заявки по минимальной цене".
Также авторы поправок согласовали сокращение числа документов, которые приходится оформлять заказчикам. Кроме того, в правительстве предложат ввести в законодательство понятие "этап контракта", сказал первый вице-спикер.
На этапе исполнения контракта будет предусмотрен электронный документооборот, в том числе при приемке работ.
Банки, уполномоченные на открытие специальных счетов для обеспечения заявок, будут включены в список субъектов контроля и будут установлены меры административной ответственности за несоблюдение ими требований законов в сфере контрактной системы, добавил Жуков.
В поправках также будет требование, чтобы в заявке участника на участие в запросе котировок, указывался ИНН, так как он необходим для заполнения протокола средствами ЕИС.
Жуков возглавляет рабочую группу по анализу и совершенствованию процедур госзакупок. Ее сформировали в марте 2019 года по поручению Госдумы. Цель группы - способствовать выработке законодательных инициатив, которые сделают закон о госзакупках 44-ФЗ более эффективным. В апреле она подготовила 128 поправок. В результате был принят закон, упростивший закупочные процедуры.

2.3. На сайте «Про-госзаказ» опубликована статья: «Минздрав попросил регионы до 1 августа определить потребности в закупках у единственных исполнителей — «Ростелекома» и «Ростеха» — для создания единого цифрового контура».

Минздрав разослал на этой неделе в регионы датированное 23 июля письмо (есть в распоряжении редакции), в котором просит до 1 августа 2019 года представить предложения о потребности в закупке компьютерного оборудования, услуг и ПО у единственных исполнителей, в пределах финансирования, предусмотренного на реализацию мероприятий регионами для достижения результатов федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)».
В письме указывается, что согласно поручению президента Российской Федерации №1263 от 10 июля 2019 года предусмотрено определение единственных исполнителей закупок, осуществляемых в 2019-2020 годах для федеральных нужд и нужд субъектов Российской Федерации по указанному федеральному проекту – создание единого цифрового контура в здравоохранении.
Предполагается, что «Ростелеком» будет подключать цифровое диагностическое оборудование к системе архивирования и передачи медицинских изображений, а «Ростех» будет внедрять облачные региональные медицинские информационные системы и соответствующую инфраструктуру и поставлять в медорганизации российские компьютеры с российским же программным обеспечением для функционирования МИС и оснащения рабочих мест медицинских работников.
Правила выдачи субсидий регионам на создание единого цифрового контура в здравоохранении были определены в январе. В марте в правила были внесены изменения. Так, в частности, согласно новым положениям, при закупке товаров, работ, услуг рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.

Перечень работ
Единственный исполнитель — ПАО «Ростелеком»: работы (услуги) по подключению цифрового диагностического медицинского оборудования, находящегося в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, к информационной системе архивирования и передачи медицинских изображений, их обработки и анализа;
Исполнитель — ГК «Ростех»: работы (услуги) по созданию, внедрению, развитию и эксплуатации информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации на основе использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и медицинскими организациями предоставляемых по «облачным» технологиям программного обеспечения и программно-аппаратной инфраструктуры обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных, содержащихся в этих системах; компьютерное оборудование российского производства с предустановленным российским программным обеспечением, которое необходимо для функционирования информационных систем в сфере здравоохранения и для оснащения рабочих мест медицинских работников, а также работы (услуги) по доставке этого оборудования в соответствующие медицинские организации, по его установке и эксплуатации. При этом необходимо предусмотреть обязанность заказчиков предъявлять к поставщику (производителю) требование о предоставлении гарантий на данное оборудование и определять срок действия таких гарантий (не менее трех лет).
Субсидии субъектам РФ на создание региональных сегментов ЕГИСЗ могут составить более 63 миллиардов рублей на три года, следует из принятого осенью 2018 года бюджета. В июле шести регионам на эти цели дополнительно выделили 96 миллионов рублей.
Всего на создание единого цифрового контура в здравоохранении нацпрограммой «Здравоохранение» предусмотрено 177,7 миллиарда рублей до конца 2024 года.
 
В июне Минздрав опубликовал требования к региональным медицинским информационным системам. Приказ определяет обязательный состав функций, которые должны обеспечивать информационные системы в медицинских организациях, а также в государственных информационных системах регионального здравоохранения, в том числе: ведение электронной медицинской карты, централизованных систем (подсистем) хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений) и лабораторных исследований, диспетчеризации скорой медицинской помощи, телемедицинских консультаций, льготного лекарственного обеспечения, управление потоками пациентов (электронная регистратура), а также ряд функций, обеспечивающих управление ресурсами здравоохранения и принятие решений (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2018 № 911н "Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций"
(Зарегистрирован 19.06.2019 № 54963).
Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года и является обязательным для выполнения мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура..».
Осенью 2018 года глава Минздрава Вероника Скворцова говорила, что когда в 2010 стартовала информатизация медицинских учреждений, не было принято единой стратегии – предполагалось, что каждый регион будет использовать имеющиеся у него средства, поэтому «система развивалась как лоскутное одеяло».
В Совете Федерации отмечали, что регионы на создание IT-систем в здравоохранении потратили значительные суммы, и сейчас при разработке единой концепции необходимо подходить к вопросу очень грамотно, чтобы не начинать работу в субъектах РФ с нуля.

Из стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года
 Владимир Путин подписал в июне указ «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года».
Как сказано в документе, решение основных задач развития здравоохранения в Российской Федерации должно осуществляться по приоритетным направлениям. В числе приоритетных направлений (всего их 36) выделены совершенствование функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ.
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения предусматривает в том числе:
развитие единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, обеспечивающей взаимосвязь процессов организации оказания медицинской помощи и управления ресурсами здравоохранения;
развитие государственных информационных систем субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в целях их интеграции в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения;
внедрение и развитие медицинских информационных систем во всех медицинских организациях;
создание централизованных цифровых платформ в целях диагностики заболеваний, в том числе с использованием искусственного интеллекта.
В документе отмечается, что в условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта ощущается отставание в развитии технологий, обеспечивающих защиту персональных данных пациентов.
Федеральный проект «Создание единого цифрового контура…» – выдержки из документа.
Единая государственная информационная система обеспечит единый цифровой контур в сфере здравоохранения, взаимодействуя с государственными информационными системами в сфере здравоохранения 85 субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг и функций для предоставления услуг и сервисов гражданам в личном кабинете пациента «Мое здоровье», в 2019 г., далее — ежегодно.
О проекте «Создания единого цифрового контура».
90% медицинских организаций обеспечат межведомственное электронное взаимодействие, в том числе с учреждениями медико-социальной экспертизы, к концу 2021 г.
820 тысяч автоматизированных рабочих мест медицинских работников будет организовано при внедрении и эксплуатации медицинских информационных систем, соответствующих требованиям Минздрава России в медицинских организациях государственной и муниципальной 820 систем здравоохранения субъектов РФ, к концу 2021 г
В 85 субъектах РФ:
— состоится подключение к единой телемедицинской системе к концу 2022 г.
— будет завершено внедрение государственных информационных систем в сфере здравоохранения, соответствующих требованиям Минздрава России, и подключение к ним всех медицинских организаций субъекта Российской Федерации, создание на их платформе централизованных систем, что обеспечит преемственность оказания медицинской помощи, маршрутизацию пациентов и мониторинг оказания медицинской помощи по отдельным профилям заболеваний, к 2023 г
— будет внедрена система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением к концу 2023 г.

2.4. На сайте СПС «КонсультантПлюс» опубликована статья: «Банк России снова снизил ключевую ставку на 0,25 процентного пункта».

Совет директоров регулятора продолжает плавно снижать ключевую ставку. С 29 июля она составит 7,25% годовых. Такого решения ожидали многие финансовые аналитики и эксперты. Ведь выход к концу года на целевой уровень инфляции в 4% весьма вероятен (прогноз ЦБ РФ составляет 4,2 – 4,7%), а влияние на инфляцию повышения ставки НДС уже исчерпано.
Снижение ключевой ставки вряд ли отразится на курсе рубля, так как оно уже учтено в его текущем уровне. То же касается и ставок по кредитам.
Следующее заседание по ключевой ставке состоится 6 сентября. Учитывая, что ЦБ РФ перешел к смягчению денежно-кредитной политики, а уровень инфляции по итогам июня составил 4,7%, полагаем, что регулятор продолжит снижение ставки. Тем более председатель Центробанка заявляла о возможности еще двух снижений в этом году. Одно из них произошло сегодня.

III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

3.1. На сайте СПС «КонсультантПлюс» размещено Постановление АС Московского округа от 11.07.2019 по делу N А40-250944/2017.

За неправомерное изменение условий контракта поставщику грозит административный штраф
По результатам аукциона был заключен контракт на поставку топлива. При его исполнении стороны увеличили объем товара и цену контракта, однако ни документацией о закупке, ни самим контрактом такое изменение не было предусмотрено. Кроме того, цену увеличили более чем на 10%.
За незаконное изменение условий контракта контрольный орган оштрафовал поставщика на 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ). Суд поддержал проверяющих.

Подробнее: Ссылка на файл

Специальное предложение

 
Катетеры

Фолея
Ла-мед Хэлскеа

Цена: от 25,60 руб.

Шприцы

одноразовые
Тяньжинь Медик

Цена: от 1,69 руб.

Маски медицинские

Кэрстон Медикал энд Протектив Продактс

Цена: от 0,66 руб.

Новости

 
 
 
 
 

Контакты

 
...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru