14.04.2021 2655
Равнодушие считается серьезной проблемой современного общества. Но мы ведь учим детей доброте, объясняем, что помогать другим — это хорошо. Или, чтобы воспитать умение сопереживать, нужно что-то еще?
1-й этап. Пожалейте меня получше!
«Ты обсыпал мальчика песком, толкал и отнимал машинку! Что с тобой надо сделать?!» — «Пожалеть меня надо. Мальчик машинку так и не дал». Совсем маленькие дети эгоцентричны. Они не осознают, что у других людей тоже есть чувства, желания, и требуют сосредоточения внимания только на себе. Хотя даже в возрасте года — полутора ребенок может проявлять интерес к чужим переживаниям. Например, если видит, что кто-то плачет, может успокаивать (гладить, давать игрушку). Но это скорее подражание, чем действительно сочувствие. В 2-2,5 года осознание чужих эмоций становится более полным. У ребенка даже меняется настроение, если кто-то рядом испытывает негативные чувства. Правда, он не всегда знает, как ему себя вести, и иногда, сочувствуя, сам начинает просить помощи.
Конечно, в этом возрасте уже нужно говорить о чувствах других людей, о том, что всем бывает нужна помощь. Но главное, что должны сделать родители, — демонстрировать сочувствие к самому ребенку, дать, образно говоря, запас доброты и понимания. Сделать это просто — достаточно всегда быть внимательными к его чувствам. Жалеть, когда он упал, причем независимо от того, виноват он сам в своем падении и предупреждали ли вы об этом.
2-й этап. Представь, как киске грустно!
В возрасте около четырех лет ребенок уже хорошо разбирается в эмоциях и чувствах — как своих, так и других людей. Тем не менее надо продолжать работу в этом направлении. Дифференцировать эмоции, учить воспринимать их и различать. Для этого придется посвятить ребенка в тонкости отношений, разбирать с ним разные жизненные ситуации. Сделать это бывает довольно трудно, ведь для взрослых сложностей придется находить понятные ему слова.
Во многом со сложной задачей исследования эмоций в этом возрасте помогают сказки. Их восприятие ребенком тоже становится более глубоким. Даже пересказывая, он делает акцент на психологических моментах — характерах героев, мотивах их поступков. Этим, конечно, следует воспользоваться — обсудить все подробно и сделать выводы. «Как думаешь, правильно ли поступила Аленушка, когда начала всем сочувствовать и помогать?»
Ничего страшного, если ответы будут наивными или немного не в том ключе. «Если бы это было взаправду, то ей вообще не надо было ходить. Надо было дома сидеть и ждать, когда родители сами разберутся. Это было бы заботой о них», — сказал Ваня. В общем, он тоже прав: даже в самых лучших качествах все не так однозначно.
Но одних сказок, конечно, недостаточно. Дети этого возраста лучше распознают эмоции, адекватно на них реагируют, если у них широкий круг общения со сверстниками и активная познавательная жизнь. Именно в детском коллективе закрепляется навык сопереживания, участливого отношения к другому человеку. А вот наличие братьев и сестер не так явно способствует формированию эмпатии — но это, как правило, тоже зависит от поведения родителей. Так, если взрослые поощряют соревновательность, постоянно ставят детей друг другу в пример, то дети бывают очень сдержанными в выражении добрых чувств. Или если один из детей по той или иной причине находится в семье в привилегированном положении.
3-й этап. Давай поможем!
К шести годам у ребенка уже хорошо развита способность чувствовать эмоции другого и умение сопереживать. Но проявляется это не всегда. Более того, бывает, что ребенок в совершенно однозначной ситуации ведет себя равнодушно и черство. Кто-то из знакомых болен, и его надо навестить. Но ребенок держится на расстоянии и ведет себя так, будто ничего не происходит. Может даже затеять шумную игру или смеяться. Родителей такие ситуации озадачивают. Вчера просил покормить брошенного щенка, а сейчас так безобразно ведет себя по отношению к близкому. Значит ли это, что растет бездушным и бессердечным? Конечно, нет. Это значит, что происходящее, наоборот, вызывает слишком сильные эмоции. И это не только грусть, но и тревога и страх. Ребенок знает, что делать, если плачет сестра, потерявшая куклу. Но он не знает, что делать, видя слезы и беспомощность в глазах взрослого человека.
Иногда отсутствие эмпатии свидетельствует о нарушениях настроения у самого ребенка. Состояние подавленности, тоски мешает восприятию чувств. Сложные ситуации в семье — разводы, переезды, конфликты — могут возвращать эмоциональность на более ранний уровень развития. Ребенок опять становится эгоцентричным, не способным на то, чтобы переживать еще и за других. Если же ребенок здоров и если его эмоциональное развитие в норме, то в этом возрасте он становится очень участливым и жалостливым. Иногда даже слишком.
Действительно, это повод задуматься. Не слишком ли часто вы призывали всех пожалеть? Избыток сочувствия может быть вреден. Не для окружающих, а для самого человека. Он становится прекрасным объектом для манипуляций: тяжело переносит собственную жалость и готов сделать все, чтобы немного ее сгладить. Кроме того, могут возникнуть и проблемы со здоровьем. Так, например, проблемы с давлением чаще бывают у детей именно такого склада характера. Они быстро подключаются к чужим переживаниям, слишком часто воспринимают их как свои. Таким детям, вместе со способностями к эмпатии, стоит прививать и умение трезво смотреть на вещи, отстраняться от чужих проблем и даже забывать их. Это не установка «у всех свои трудности», это умение заботиться о других — но реалистичное.
Источник: ( Ссылка )
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница