09.04.2021 4306
Более 85% детей в возрасте от года до 7 лет нуждаются логопедической помощи или коррекционной работе. Но многие нарушения родители списывают на особенности развития или характера.
Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому родителям бывает сложно сразу заменить, что что-то пошло не так. Поэтому врачи разработали специальные нормы, которые помогут оценить успехи малыша уже с самых первых месяцев жизни.
- В норме у младенца должен быть достаточно громкий, сильный крик и плач.
- В 2-3 месяца появляется первое гуление, затем лепет и лепетная речь, песенки.
- К 6-9 месяцам младенец начинает активно произносить повторяющиеся слоги (па-па-па, ма-ма-ма, тя-тя-тя).
- К концу первого года жизни у малыша появляются первые слова (от двух до 10).
- К 1 году и 6 месяцам в речи начинают появляться простые предложения («дай пить»).
- К трем годам словарный запас увеличивается до 1500 слов, малыш может составлять сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова.
Неявные проблемы
Но есть и неочевидные признаки того, что происходит задержка развития речи. Если вы заметили их у малыша, стоит проконсультироваться со специалистом.
• Малыш не фиксирует взгляд, не узнает лицо мамы, не реагирует на ее голос, мимику или проявляет слабые реакции.
• В 3-5 месяцев не узнает лица близких взрослых, с которыми живет, не реагирует на свое имя. Самое главное — нет комплекса оживления в три месяца, то есть ребенок не начинает активно двигать ни ручками, ни ножками, не проявляет своей радости при приближении близкого взрослого, мамы или папы.
• Не улыбается или улыбается крайне редко.
• Плохо фиксирует взгляд на игрушках, которые светятся и пищат. Хотя при этом у него физически сохранены слух и зрение.
• Процесс вскармливания происходит с трудом, ребенок устает, когда ест, плачет.
• Спит часто с грудью во рту. Беспокойный, тревожный характер сна, младенец часто просыпается, плачет.
• При том, что у мамы есть молоко, ребенок находится на искусственном вскармливании.
Уровень понимания
Выделяют пять уровней понимания речи, которые развиваются вместе с возрастом.
1. Первый нулевой уровень — ребенок откликается только на свое имя.
2. Второй ситуативный уровень — реагирует на имена близких родственников, ориентируется в названии игрушек, бытовых предметов.
3. Третий номинальный уровень — показывает предметы с которыми сталкивается ежедневно, может найти их на картинке, но не понимает вопросы: Кому? К чему? С кем?
4. Предикативный уровень — понимает названия и действия многих предметов в быту, понимает вопросы: Какой? Почему? У кого?
5. Пятый уровень — понимает значение глаголов (поставь, убери, забери, отдай, передай, отойди).
Почему появляются речевые нарушения
Самые распространенные причины — родовая травма и патология беременности, вызывающие поражение центральной нервной системы. Сюда же можно отнести общую физическую ослабленность, на фоне тяжелых инфекционных и соматических заболеваний (особенно с рождения до 3-х лет), плохая экология и низкокалорийное питание.
Особенности воспитания — когда у малыша нет эмоционального и речевого общения со взрослым или у близких взрослых отсутствуют речь или слух.
К какому специалисту обратиться
Устранение нарушений речи — это всегда командная работа нескольких специалистов. Если имела место травма, в том числе родовая, стоит обратиться к остеопату. Смещенная со своего места черепная кость сдавливает сосуды, питающие мозг, что приводит к различным нарушениям, в том числе к задержке развития речи. После того как будет восстановлено правильное положение костей, придет в норму питание коры головного мозга.
Травма может быть не только родовая, но и приобретенная — малыш упал с кровати, ударился затылком или подбородком. Пока кости черепа достаточно подвижны, любой сильный удар может их незначительно сместить. При травмах лба у детей нередко начинается заикание, в этом случае оно тоже лечится остеопатическим подходом.
Также нужно обязательно обратиться к логопеду. Есть мнение, что логопед требуется после 3 лет. Это не так. Уже с 8-9 месяцев можно делать логопедический массаж, при необходимости специалист может активизировать речь ребенка — вызвать гуление, лепет, лепетные слова. Логопед научит правильно пользоваться своим речевым аппаратом.
Хорошо, если есть возможность проконсультироваться лично с логопедом, который подберет упражнения именно для вашего ребенка с учетом всех индивидуальных особенностей развития речи.
Какие еще специалисты могут помочь
Усилий остеопата и логопеда часто достаточно, но бывают и исключения. В некоторых случаях придется обратиться к детскому челюстно-лицевому хирургу или к хирургу-стоматологу, чтобы провести обследование артикуляционного аппарата на выявление и устранение любых аномалий развития, например, короткой уздечки языка и губ. Не лишним будет посетить эндокринолога, чтобы проверить работу щитовидной железы, гормоны которой играют важную роль в работе мозга. Иногда к лечению нужно также привлечь детского психолога и нейропсихолога.
Если ребенку 3-5 лет, а речь так и не появилась, необходимо, не откладывая, обратиться к специалисту. Непоправимых ситуаций практически не бывает, особенно, если ребенок получил своевременную помощь.
И, конечно, малыш заговорит быстрее и лучше, если родители создадут дома благоприятную «языковую среду». Что это значит? Старайтесь больше разговаривать с ребенком и между собой в его присутствии. Создайте и соблюдайте полезную традицию читать малышу книги перед сном, рассказывать сказки. Со временем он сам начнет придумывать и вам рассказывать истории, превратится из пассивного слушателя, потребителя, в создателя. Также полезно слушать детские аудиоспектакли, аудиосказки, где актеры с хорошей дикцией читают по ролям.
Источник: ( Ссылка )
Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"
+7 495 730-55-50 mail@medargo.ru
Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница