Красный флаг и музыка Шостаковича. Все о фильме «Броненосец “Потемкин”»

image

18.01.2021 3431

Рассказываем, как появилась самая знаменитая картина Сергея Эйзенштейна и как она завоевала весь мир.

Сегодня исполняется 95 лет со дня премьеры немого черно-белого кино «Броненосец “Потемкин”», который входит в список лучших фильмов всех времен и народов. История о бунте матросов, созданная с помощью особого режиссерского метода, мгновенно сделала Сергея Эйзенштейна звездой мировой величины.

Громкая премьера

18 января 1926 года 1-й Госкинотеатр (ныне «Художественный») выглядел очень празднично: фасад скрыли за огромным макетом броненосца, украшенным ярко-красным флагом, мачтами и знаменами. Это здание изначально задумывалось как кинотеатр, поэтому фасад сделали пустым, чтобы была возможность вывешивать туда актуальные афиши.

Соответствующую атмосферу поддержали и внутри: билетеры и остальные сотрудники надели матросскую форму, перед началом показа прозвучал гимн восстания.

Впереди зрителей ждало захватывающее приключение: картина продолжительностью всего чуть больше часа поразит своей масштабностью, новаторскими режиссерскими решениями и глубиной. Уже в первые два дня проката «Броненосец “Потемкин”» затмил собой «Робина Гуда» с Дугласом Фэрбенксом — советскую новинку посмотрели больше 300 тысяч человек. Титры на экране читали хором, всем зрительским залом.

Критики тоже были в восторге: после премьеры они писали хвалебные статьи, наперебой называя фильм «победой советской кинематографии», «произведением современного киноискусства» — список можно продолжать долго. Говорили, что сравниться с «Броненосцем» не может ни одна из голливудских картин, а Сергея Эйзенштейна превозносили до небес — как гения, сотворившего чудо.

Историческая отсылка

События фильма разворачиваются в июне 1905 года. На броненосце «Потемкин» происходит страшное: матросов пытаются накормить мясом, кишащим червями, как будто это в порядке вещей. Матросы такого отношения не терпят и устраивают бунт: офицеров выбрасывают в воду, лидер восстания Вакуленчук гибнет.

Его тело везут в порт Одессы, чтобы там похоронить. Судно встречают жители, сочувствующие трагедии, — их настолько много, что они не помещаются на причале и вынуждены занять лестницу у памятника Ришелье, соединяющую порт и город. Царское правительство велит войскам разогнать митинг, в результате гибнут невинные. В панике люди бегут вниз по лестнице, пытаясь спастись от смертельных выстрелов.

Сергей Эйзенштейн рассказывал: эта тяжелая сцена — отсылка к событиям Кровавого воскресенья в Санкт-Петербурге, когда расстреляли демонстрантов, направляющихся с петицией к царю (1905 год). И это только одна из исторических отсылок.

Сначала задумывалось, что фильм будет состоять из снятых в разных городах шести частей, рассказывающих о том или ином событии. Но из-за нехватки времени осуществить это оказалось невозможным. Комиссия ВЦИК, поручившая сделать фильм к 20-летию Первой русской революции, поставила перед фактом, что предпоказ должен состояться на торжественном заседании в Большом театре в декабре 1925 года. До назначенной даты оставалось всего несколько месяцев.

Поэтому режиссер сделал фильм только об одном историческом событии — восстании, которое в 1905-м произошло на реально существующем корабле «Князь Потемкин-Таврический». Причина была та же — некачественная пища для матросов. Бунт также закончился захватом власти и смертью нескольких офицеров. Сценарий написала Нина Агаджанова, член Союза кинематографистов СССР.

«Симфония туманов» и много импровизации

Ученик Всеволода Мейерхольда Сергей Эйзенштейн, которому на тот момент было 27 лет, чуть ранее снял историко-революционный агитационный фильм «Стачка», вызвавший фурор. На Всемирной выставке в Париже он получил за него золотую медаль. Молодой человек надеялся, что и новая картина повторит успех, послужит революционной идее, в которую он очень верил. Режиссер подошел к новой работе воодушевленно и очень ответственно.

Съемки начались в Ленинграде, продолжились в Одессе. С погодой не везло: и в том, и в другом городе было пасмурно, постоянные туманы. Правда, эта «симфония туманов», как ее окрестили критики, впоследствии только добавила картине атмосферности. Сцены на корабле сначала хотели снимать на настоящем броненосце «Князь Потемкин-Таврический», но оказалось, что он для этого в слишком плохом состоянии. Поэтому судно «Двенадцать апостолов» задействовали, когда нужны были кадры внешнего вида броненосца, а внутренние сцены снимали на крейсере «Коминтерн».

Все делалось на одном дыхании, но с большим вдохновением, поэтому в фильме появились эпизоды, придуманные на ходу, которых не было в сценарии. Например, сцену на знаменитой одесской лестнице придумали так: режиссер сидел на ней и ел вишни, а косточки пускал вниз. Он наблюдал, как быстро они скачут, словно убегая от кого-то. В следующую минуту он уже знал, как будет выглядеть разгон митинга. Потом, гуляя по улицам, он присматривался к случайным прохожим, представляя, как вели бы себя обыкновенные люди, окажись они под тем чудовищным обстрелом.

Режиссер настоял, чтобы в фильме не было узнаваемых актеров — он хотел видеть «подлинных людей» и чтобы у зрителей не возникало ассоциаций с прошлыми ролями профессиональных артистов. Роль трагически погибшего Вакулинчука, например, исполнил актер Театра Пролеткульта Александр Антонов, лейтенанта Гиляровского — Григорий Александров (он же был вторым режиссером). Эти артисты прославятся немного позже.

Мальчика, затоптанного на лестнице, сыграл одессит — кто-то из съемочной группы заметил его, когда тот играл с приятелями в футбол. Правда, со своей актерской задачей он справился не сразу, то и дело слизывая с лица «кровь» (на самом деле вишневый сироп). С маленьким актером обращались очень бережно, и артист, герой которого по сюжету в панике затоптал мальчика на лестнице, на самом деле опирался руками на брус, перебирая в воздухе ногами и лишь слегка касаясь ребенка.

«В “Броненосце “Потемкин” актеров нет, в этом фильме есть только подлинные люди, и задачей его постановщика было найти подходящих людей. Решали не творчески выявленные способности, а физический облик. Возможность работать так имеется, конечно, лишь в России, где все является государственным делом. Лозунг “Все за одного — один за всех!” стоял не только на экране. Если мы снимаем морской фильм, к нашим услугам весь флот, если мы снимаем батальный — с нами всюду Красная армия. Если речь идет о сельскохозяйственном фильме — помогают соответствующие учреждения. Дело в том, что мы снимаем не для себя, не для других, не для того и не для этого, а для всех нас». (Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма “Броненосец “Потемкин”». Цит. по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964–1971.)

Красный цвет и монтаж аттракционов

Во время съемок Эйзенштейн столкнулся с существенной проблемой. По сюжету матросы на корабле поднимают красный флаг, но как передать нужный цвет в черно-белом фильме? Использовать красный флаг, конечно, бесполезно — в кадре он будет выглядеть черным. Поэтому решено было поднять полотно белого цвета, а потом вручную раскрасить его в нужный оттенок — на всех кадрах.

Так в отечественном кино впервые появился яркий цвет. Результат стоил усилий: во время премьеры этот прием произвел оглушительный успех, зрители не могли поверить, что такое вообще возможно, зал ревел от восторга.

Кроме того, в «Броненосце “Потемкине”» режиссер представил еще одно свое новшество — монтаж аттракционов. Он нарезал отснятый материал на отдельные фрагменты, а потом склеил лучшие в нужном ему порядке. Он считал, что так можно наиболее сильно воздействовать на эмоции зрителя. Этот метод и сегодня изучают в киношколах.

Звуки немого кино

Изначально в «Броненосце “Потемкине”» звучали фрагменты произведений Бетховена. В Германии, куда чуть позднее продали негативы, сделали перемонтаж, а также наложили музыку Эдмунда Майзеля. Композитор использовал русские песни, под которые проходил съемочный процесс, и включил туда различные шумы. Результат очень понравился Эйзенштейну.

В 1950 году, когда негативы вернулись в СССР, фильм решили запустить в повторный прокат. За музыкальное оформление взялся лауреат двух Сталинских премий первой степени Николай Крюков.

Но самое знаменитое музыкальное сопровождение создал Дмитрий Шостакович в 1965 году. Оно осталось, когда в 1976-м фильм перенесли на более качественную пленку.

Один из лучших в мире

Будучи агитационным фильмом, «Броненосец “Потемкин”» время от времени подвергался редактуре и критике. В СССР после премьеры из пролога вырезали цитату Льва Троцкого и заменили ее цитатой Владимира Ленина, но потом вернули назад. В Германии и других европейских странах убирали неугодные кадры, вставляли свои титры — только при этих условиях его допускали к показу.

«Меня упрекают в том, что “Броненосец” слишком патетичен. Кстати, в том виде, в котором он был показан немецкому зрителю, сила его политической направленности была очень ослаблена. Но разве мы не люди, разве у нас нет темперамента, разве у нас нет страстей, разве у нас нет задач и целей? Успех фильма в Берлине и во всей послевоенной Европе, погруженной в сумерки неустойчивого status quo, должен был прозвучать призывом к существованию, достойному человечества. Разве такой пафос не оправдан? Надо поднять голову и учиться чувствовать себя людьми, нужно быть человеком, стать человеком — ни большего и ни меньшего требует направленность этого фильма. (Из статьи «С. Эйзенштейн о С. Эйзенштейне, режиссере кинофильма “Броненосец “Потемкин”». Цит. по: Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. М.: Искусство, 1964–1971.)

Тем не менее картину полюбили и ни в какой из стран не умаляли таланта режиссера. В 1926 году фильм высоко оценила Американская киноакадемия, а вскоре он получил приз на Всемирной выставке в Париже, повторив успех прошлой работы Эйзенштейна.

В 1958 году «Броненосец “Потемкин”» вошел в число 12 лучших фильмов всех времен и народов, в 1978-м он занял первую строчку в списке ста лучших фильмов по опросу киноведов мира. В газетах писали, что революционный дух в этой ленте настолько силен, что за героями можно пойти не задумываясь — настолько все происходящее на экране убедительно и натуралистично.

Огромное впечатление кино произвело и на коллег Эйзенштейна по цеху. Например, актер и режиссер Чарли Чаплин отзывался о «Броненосце “Потемкине”» как о лучшей картине в мире.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Альбумин раствор для инфузий 10% фл. 100мл

Пространство дискуссий

image
Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник
image
Как закон о декриминализации медицинской деятельности дискриминирует “бесплатных” пациентов
image
В Москве дан старт пилоту дистанционного отслеживания состояния здоровья беременных

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Названы продукты, которые сделают блюдо полезнее для сердца и сосудов
image
Фитнес-тренер рассказала, как провести майские праздники с пользой для здоровья
image
Офтальмолог раскрыла, ухудшается ли зрение от гаджетов
image
Это психосоматика? Как стресс и подавленные эмоции влияют на развитие рака — мнение экспертов
image
Московские врачи провели необычное кесарево сечение уникальной пациентке
image
Врач объяснил, как избавиться от отеков
image
50-летняя молодежь: ученые выяснили, во сколько лет на самом деле наступает старость
image
Редис: польза и вред для здоровья
image
Психолог объяснила, о чем может сигнализировать фраза "дожить до майских"
image
Обнаружена опасность эмульгаторов для здоровья
image
Биолог назвала продукты, помогающие "управлять генами"
image
Пластические хирурги избавили пациентку от «фартука» массой 13 килограммов
image
Диетолог рассказала о популярном приеме, способствующем снижению веса
image
Раскрыты способы избавиться от второго подбородка
image
Сомнолог Ковальзон объяснил почему люди просыпаются среди ночи
image
Россиян предупредили о трех главных проблемах со зрением у офисных работников

Новости

image
Раменские врачи прооперировали мужчину с девятью переломами после ДТП
image
Солнечногорские травматологи спасли 77-летнего пациента, который почти сломал протез тазобедренного сустава
image
Проект «Сделано в Москве» откроет маркет локальных брендов для гостей Московского полумарафона
image
Налоговые вычеты и банковские продукты: в Москве начался проект по финансовой грамотности для слабовидящих
image
«Нам доступны все современные мировые технологии»: главный педиатр Москвы — о развитии детского здравоохранения
image
В Москве стартовала акция "Георгиевская ленточка"
image
Новый рентген-кабинет открылся в инфекционном отделении Раменской больницы
image
Минздрав положительно оценил перспективы использования дронов для доставки лекарств и анализов
image
Еврокомиссия одобрила лекарство против инфекций с лекарственной устойчивостью
image
«Ингосстрах-Жизнь» определила категории клиентов, наиболее подверженных рискам критических заболеваний
image
Почти 200 вылетов выполнила санавиация Подмосковья с начала года
image
Лобненские врачи удалили из бронхов пациентки скорлупу от фисташки, с которой она ходила больше года
image
Более тысячи целевых направлений на обучение в медвузах выдадут в Подмосковье в этом году
image
Собянин: В поликлиниках Москвы внедрят расшифровку рентген-исследований через ИИ
image
Сотрудники НИКИ детства приняли участие в XI Европейском конгрессе педиатров
image
Известные психологи расскажут московским школьникам, как сдать ЕГЭ без стресса

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница