«В клетке накапливаются генетические поломки» Рак ежегодно убивает сотни тысяч россиян. Почему его годами не могут обнаружить?

04.12.2020 10980

В России каждый год от рака умирают более 150 тысяч мужчин и 130 тысяч женщин. Снижение смертности от этих причин — одна из главных целей нацпроекта «Здравоохранение». При этом более половины россиян не знают, что причиной многих онкологических заболеваний может быть генетическая предрасположенность. Какой рак передается по наследству, почему это происходит и в каком случае надо проходить обследование — «Ленте.ру» рассказала заведующий молекулярно-биологической лабораторией НМИЦ онкологии имени Блохина, лабораторный генетик, старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук Анна Строганова.

Какие виды рака передаются по наследству?

Строганова: К наследственным формам относятся 5-10 процентов случаев онкологических заболеваний. Причина этого — мутации специфических генов. Известно несколько десятков наследственных синдромов, причиной которых являются генные мутации. К наиболее известным относятся наследственный рак молочной железы и яичников, при которых имеются мутации в генах BRCA1 и BRCA2. Другой распространенной наследственной патологией является синдром Линча с высоким риском развития рака толстой кишки, рака тела матки и рака желудка.

Какова вероятность, что у меня будет рак, если он был у матери? Или он через поколение передается?

На этот вопрос не может быть однозначного ответа. Сначала нужно выяснить, было ли заболевание вашей матери следствием генетической причины, оно могло быть просто спорадическим (ненаследственным — прим. «Ленты.ру»). Но если будет обнаружена мутация у матери, то надо выяснить, унаследовали ли вы эту мутацию. Вероятность наследования составляет 50 процентов. И только в случае наличия мутации у вас можно прогнозировать ее передачу вашим детям.

Так как гены BRCA1 и BRCA2 располагаются не на половых хромосомах, они могут передаваться как по материнской, так и по отцовской линии. Необходимо учитывать, что даже при наличии патогенной мутации не все люди заболевают раком. С возрастом вероятность заболевания увеличивается, но она не составляет 100 процентов.

При передаче мутации в гене BRCA1 или BRCA2 мужчине существует вероятность развития рака грудной, предстательной или поджелудочной желез, но она меньше, чем вероятность развития рака молочной железы или яичников у женщин. Мужчины могут быть носителями мутаций в этих генах, но они реже проявляются клинически.

Стоит ли волноваться, если рак не у прямого родственника, а, например, у дяди или тети?

Это не прямое наследование. Прежде всего, необходимо обследовать дядю или тетю и, если есть возможность, выяснить семейный анамнез. Для этого существует медико-генетическое консультирование, которое сейчас является обязательной составляющей медицинской онкологической помощи. Если у дяди или тети будет выявлена мутация, необходимо обследовать вашего родителя, чьим прямым родственником он/она является. Если мутация будет обнаружена у вашего родителя, необходимо обследоваться и вам.

Всем ли нужно проверяться на наличие мутаций в этих генах?

При любых ваших беспокойствах вы всегда можете обратиться к медицинскому генетику, который соберет ваш семейный анамнез и назначит при необходимости дальнейшее обследование.

Но прежде всего следует записаться на прием тем, у кого имеется отягощенный семейный анамнез по онкологическим заболеваниям: два и более случаев заболевания у родственников первой или второй линии родства.

Необходимо пройти тестирование женщинам при планировании беременности, если используются вспомогательные репродуктивные технологии; при наличии доброкачественных заболеваний молочной железы и яичников.

При наличии онкологического заболевания (рака молочной железы, яичников, поджелудочной или предстательной желез) тестирование на выявление мутаций необходимо для того, чтобы определить правильную тактику лечения. Например, если находят мутации в генах BRCA1 и BRCA2, это значит, что имеется повышенная чувствительность к определенным химиопрепаратам.

То есть помимо того, что мы предсказываем риски, мы еще и определяем тактику лечения при уже имеющемся онкологическом заболевании.

Есть какие-то определенные мутации, характерные для россиян?

Всегда есть мутации, которые чаще встречаются в той или иной популяции. В России было проведено скрининговое исследование генов BRCA1 и BRCA2, которое показало, что для российской популяции славянского происхождения характерно восемь наиболее частых мутаций этих генов. В других популяциях распределение по частоте этих мутаций будет другим.

Если у человека находят этот ген с мутацией, он всю жизнь должен будет проходить терапию, чтобы не развился рак?

Такой терапии не существует. После того как будет найдена определенная мутация, вам определят индивидуальный план диспансеризации и профилактики. Это зависит и от пациента, и от возраста, и от клинической ситуации. Тут есть определенный перечень действий. Например, если мы сталкиваемся с мутацией в генах BRCA1/2, пациентке рекомендуется самообследование молочных желез не реже одного раза в месяц; консультации гинеколога и маммолога один раз в 6-12 месяцев.

По назначению врача таких пациенток направляют на маммографию и УЗИ органов малого таза. Мужчинам-носителям рекомендуется начиная с 35 лет проходить ежегодное обследование грудных желез. С 40 лет целесообразно выполнение скринингового обследования предстательной железы. Такая профилактика не только позволяет диагностировать заболевание на ранней стадии, но и снижает вероятность неблагоприятных исходов и улучшает качество жизни в целом.

Рак в генетическом коде человека — это навсегда, для всех последующих поколений?

Если ген с мутацией не передался по наследству детям, то на этом этапе передача мутации будет остановлена. Но возникновение онкологических заболеваний может происходить и без учета наследственных факторов — это тоже нужно учитывать.

Могут ли эти гены поколениями «сидеть» и не проявляться?

Могут. Наследственные формы онкологических заболеваний имеют высокую степень пенетрантности (проявления — прим. «Ленты.ру»), но не стопроцентную.

С возрастом риск развития заболевания увеличивается. Например, у людей с мутацией в гене BRCA1 к 70 годам вероятность заболевания раком молочной железы достигает 70 процентов, яичников — 40 процентов. При мутации в гене BRCA2 вероятность возникновения рака молочной железы — до 50 процентов, рака яичников — до 18 процентов.

Гены BRCA1 или BRCA2 передаются по аутосомно-доминантному типу наследования. То есть одна копия гена с поломкой, а другая полноценно выполняет свои функции. Но для того, чтобы возникло онкологическое заболевание, должен инактивироваться и второй ген. Гены BRCA1 и BRCA2 относятся к семейству генов гомологичной рекомбинации — они участвуют в процессе восстановления поврежденной ДНК клетки. Если эта функция нарушается, то поврежденная ДНК не восстанавливается, в клетке накапливаются генетические поломки — то есть возникает нестабильность генома, нарушается контроль клеточного цикла, что приводит к неконтролируемому делению клетки.

А бывает так, что оба гена с поломкой?

Такая вероятность существует, но она невелика. У нас не встречались случаи одновременной поломки двух генов.

Есть ли статистика по онкозаболеваниям, которые можно было предотвратить, если бы человек проверился вовремя?

Профилактика позволяет диагностировать заболевание на ранней стадии, а не предотвратить его. А если мы имеем дело с наследственными заболеваниями, конечно, лучше вовремя выявить предрасположенность и заняться профилактикой.

В возникновении различных заболеваний и синдромов участвуют не только мутации в генах BRCA1 и BRCA2, есть и другие гены, которые могут быть повреждены. 5-10 процентов онкологических заболеваний относятся к наследственным: 5-10 процентов — рака молочной железы и до 17 процентов — рака яичников. Возникновение последних двух связывается с мутациями в BRCA1 и BRCA2.

При раке поджелудочной железы с наследственностью могут быть связаны около 10 процентов случаев заболевания. При этом виде рака мутации в BRCA1 увеличивают риск заболевания где-то в три раза, а в случае с BRCA2 — где-то в шесть с половиной раз. При раке предстательной железы мутации в генах BRCA1 и BRCA2 есть у 1,5-2 процентов пациентов, также может увеличиться риск рака простаты у носителей этих мутаций.

Какие факторы увеличивают риск рака и что делать, если знаешь, что у близких родственников был рак?

В основном это возраст, отягощенный семейный анамнез, наличие сопутствующих заболеваний и неблагоприятная экологическая обстановка. Необходимо пройти медико-генетическое консультирование для сбора семейного анамнеза.

Что нужно, чтобы смертность от этих причин снижалась?

Это прежде всего дисциплинированность и осознание того, что необходимо хотя бы с 30-35 лет проходить ежегодные медосмотры. В настоящее время уровень диагностики позволяет выявить заболевание на ранней стадии. На выявление скрытых симптомов направлены флюорография, КТ, маммография, эндоскопия, цитологический скрининг в гинекологии и так далее.

Ранняя диагностика — одна из главных проблем в онкологии. Сейчас ведется множество исследовательских работ, которые направлены на поиск маркеров раннего развития рака с бессимптомным течением. Разрабатываются молекулярные тесты, определяющие заболевания на той стадии, когда еще нет никаких клинических проявлений заболевания и никакие методы функциональной и клинической диагностики не могут его выявить. Появились работы зарубежных ученых по выявлению ранних маркеров рака в крови, но пока эти работы не вошли в повседневную клиническую практику.

Позитивные изменения в области онкологической помощи есть?

Большое количество исследований вошло в программу ОМС, что позволяет людям с онкологическими заболеваниями получить молекулярно-генетическую диагностику и определить индивидуальную тактику лечения. При реализации нацпроектов закупается большое количество современного оборудования для национальных центров и больниц, где могут пройти обследование и лечение пациенты с онкологическими заболеваниями.

В каком возрасте надо начинать проверяться? Вряд ли это нужно делать с детства...

Детям до 18 лет исследования на наличие наследственных мутаций проходить необязательно, потому что не существует эффективных мер профилактики для детей. После 18 лет нужно обратиться к врачу-генетику, который оценит риски, соберет необходимый семейный анамнез, направит на генетическое тестирование и составит индивидуальный план мер профилактики.

Это платно — или прием у врача-генетика оплатит страховка?

Обследование на наличие наследственных мутаций для онкологических пациентов входит в территориальную программу ОМС. Скрининг и медико-генетическое консультирование условно здоровых пациентов производится на платной основе.

Источник: ( )Ссылка

Другие публикации в этой рубрике: Новости
Прозерин р-р д/и 0.5мг/мл 1мл амп  №10

Как не попасть на удочку нутрициолога-недоучки и сохранить здоровье
Россиян пугают пандемией холеры
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?

Диетологи рассказали, как не набрать вес в майские праздники
Россиянам рекомендовали разумно тренировать иммунитет для предотвращения аллергии
Врач рассказал, как сон связан с похудением
Почему на самом деле беременным нельзя посещать косметолога
Наслаждение видами природы снимает системное воспаление
Нейл-мастер рассказала, чего нужно избегать до и после маникюра
Врач назвала симптомы аллергии на лекарства
Ревматолог Коршунова объяснила, как облегчить симптомы артрита
Врач объяснила, как лечить зубы беременным
Как с помощью простого теста заподозрить развивающуюся деменцию?
Врач рассказала, как связаны инсульт и слабые сосуды