Истории вещей. Какие тайны хранит портрет из коллекции Бахрушинского музея

image

19.10.2020 4078

Знакомимся с одной из самых известных русских балерин первой половины XIX века, которой посвящал стихи А.С. Пушкин, а также с балетом и балетмейстером, сыгравшими важную роль в ее судьбе.

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — портрет легендарной балерины Авдотьи Истоминой, хранящийся в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Неизвестный художник запечатлел ее в образе Флоры из балета «Зефир и Флора» Шарля Дидло.

Тайны старинного портрета

До нашего времени сохранилось несколько портретов Авдотьи Истоминой: один, предположительно, кисти Винтерхальтера, другой — неизвестного художника, гравюра —— Федора Иорданова. Чаще всего статьи об Истоминой иллюстрируют портретом кисти Анри-Франсуа Ризенера, однако не известно точно, ее ли изобразил французский художник. С ее портретами — или считающимися таковыми — вообще связано много загадок.

Например, имя художника, который написал портрет Истоминой, хранящийся в Бахрушинском музее, неизвестно. Точно известно лишь, откуда он пришел в коллекцию Алексея Бахрушина — из собрания Александра Гедеонова, бессменного директора императорских театров двух столиц с 1833 по 1858 год, при котором московский Большой стал театром оперы и балета, как и Большой петербургский, ныне ушедший в историю. Но откуда портрет появился в коллекции Гедеонова — тайна.

Единственный связанный с этой картиной вопрос, на который можно ответить определенно, — почему Истомина изображена в образе Флоры из балета «Зефир и Флора». Для нее это был особенный балет, и дело здесь не только в его популярности.

Блистательна, полувоздушна

В балете Шарля-Луи Дидло «Зефир и Флора» на петербургской сцене Авдотья впервые танцевала в 1808 году. Дебютантке, получившей маленькую роль нимфы из свиты Флоры, было девять лет. Впоследствии она исполнит в этом балете партию нимфы Аглаи, а позже и главную — партию Флоры в 1822 году. Именно в «Зефире и Флоре» Истомина сделает несколько шагов по сцене на пальцах, благодаря чему войдет в историю. Впрочем, первой балериной, вставшей на пальцы, многие историки называют другую ученицу Дидло — Марию Данилову. Так, например, считал советский балетовед Юрий Алексеевич Бахрушин.

«Женский классический танец в этот период достиг большего расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление “положения на пальцах”. Эту позу ввел Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей ее, была, вероятно, Данилова в балете “Зефир и Флора” в 1808 году (все первые изображения стояния на пальцах относятся именно к спектаклю “Зефир и Флора”)», — писал он в своей книге «История русского балета» (1965).

Однако доподлинно неизвестно и едва ли когда-либо выяснится, кто первым встал на пальцы, поскольку современники Истоминой не отделяли понятия «полные пальцы» от «высоких полупальцев», и сам момент подъема затерялся.

Балетный мир был для нее родным домом. В шесть лет, оставшись круглой сиротой, она попала на полный пансион в Петербургское театральное училище. Там она и встретилась с Дидло — легендарный русский хореограф французского происхождения преподавал там. Дидло был строг и требователен к ученикам и, помимо хореографии, уделял внимание и драматическим способностям. Истомина стала одной из лучших его воспитанниц. На сцене она демонстрировала не только виртуозную балетную технику, но и талант драматической актрисы.

В 1816 году она поступила на службу в петербургскую труппу императорских театров. Дебютировала танцовщица в партии Галатеи в балете «Ацис и Галатея», поставленном для нее Дидло. После этого Истомина исполняла все главные партии своего амплуа (полухарактерная танцовщица) в балетах театра. А еще она кружила головы и разбивала сердца.

«Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…», — писал ее современник историк русского театра Пимен Арапов.

Одним из поклонников таланта и красоты Авдотьи Истоминой был Александр Пушкин, увековечивший ее в поэме «Евгений Онегин». Ходили слухи, что поэт был влюблен в «танцорку», как тогда называли балерин.

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет».

Шарль-Луи Дидло и балет «Зефир и Флора»

Французский хореограф Шарль-Луи Дидло является одним из самых талантливых предшественников романтического балета. Принято считать, что именно он поставил танцовщиц на пальцы — до этого они танцевали на полупальцах, то есть с опорой на пальцы и подушечку стопы.

Дидло ставил балеты в Париже, Лондоне и Стокгольме, но настоящую славу ему принесла работа в русском балете. В 1801 году он приехал в Россию и возглавил петербургскую балетную труппу императорских театров.

Он произвел переворот в танце: увел сценический костюм от придворного костюма конца XVIII века и сделал его более легким. Он убрал тяжелые парики и шиньоны, кафтаны и ввел вместо них трико и туники, в которых танцовщикам было легче показывать свою технику и рисунок танца. Он ввел новшества и в кордебалет, расширив рамки возможностей танцовщиков. С особым вниманием Дидло относился и к процессу обучения — его последовательности и конкретизации.

Дидло удавалось создавать для зрителя иллюзию невероятной легкости и полета артистов на сцене. В первую очередь за счет введения в арсенал танцовщиков высоких прыжков с зависанием в воздухе, а во вторую — при помощи машинерии. Актеры парили над сценой на тросах, которые цеплялись за крюк, вшитый в корсет.

До Дидло обычной практикой было приглашать в Россию танцовщиц из Франции или Италии. Но хореограф воспитал целую плеяду русских танцовщиков: Анастасию Новицкую, Марию Данилову, Авдотью Истомину, Николая Гольца. Он поставил в России множество балетов, в том числе по произведениям русской классической литературы.

Балет «Зефир и Флора», придуманный и поставленный Дидло, занимает особое место в его творчестве. Он относится к так называемым анакреонтическим балетам — то есть поставленным на сюжеты из любовной лирики древнегреческого поэта Анакреонта. В основу либретто, написанного самим хореографом, лег древнегреческий миф о любви бога ветра Зефира и нимфы Флоры (древнеримский вариант имени Хлорис).

Впервые поставив «Зефира и Флору» в 1795 году в Лионе как дивертисмент под названием «Метаморфоза», Дидло много раз возвращался к нему. Он совершенствовал свой балет от постановки к постановке, вводил новых персонажей, использовал полетные трюки, которые поражали зрителей. К концу 1810-х хореограф расширил балет до двух актов. Однако критики отметили в первую очередь хореографию. Советский историк музыкального театра Абрам Гозенпуд писал:

«Как не эффектна эта новинка, сама по себе она не могла обеспечить успех спектакля. Дидло добивался и добился воздушности, полетности в решении танца, в котором раскрывались образы героев — Зефира, Флоры, Амура, нимф. А это требовало новой техники танца».

Материал подготовлен совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина.

Источник : Ссылка

   


Другие публикации в этой рубрике: Новости
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"
Альбумин раствор для инфузий 10% фл. 100мл

Пространство дискуссий

image
Россиян пугают пандемией холеры
image
Когда государство займется проблемой профориентирования школьников?
image
Донорам крови хотят дать новые льготы и преференции
image
Стакан наполовину пуст или полон: почему россияне не бросают пить и курить
image
Росздравнадзор получил больше возможностей для проверок аптек и клиник
image
Как закон о декриминализации медицинской деятельности дискриминирует “бесплатных” пациентов
image
В Москве дан старт пилоту дистанционного отслеживания состояния здоровья беременных
image
Аптека выплатила москвичке два миллиона рублей за продажу фальсифицированного онкопрепарата

Медицинский видеолекторий

image
Синдром дырявого кишечника
image
Инсулинорезистентность: особенности заболевания и возможности коррекции
image
Главное правило долгожителей и просто здоровых людей – пить много воды, но обязательно учитывать коэффициент диссимметрии
image
Преждевременное старение и какое влияние на этот процесс оказывают AGEs (конечные продукты гликирования)

PROздоровье

image
Стоматолог объяснил, как правильно чистить зубы
image
Почему у беременных происходит защемление седалищного нерва
image
Невролог рассказала, что провоцирует мигрень
image
Врач рассказала, как похудеть без голодания, жестких диет и стресса
image
Гастроэнтеролог рассказал, как лимон влияет на кислотность желудка
image
Свободолюбивые кошки могут привести хозяина к слепоте
image
Врач Логина предупредила аллергиков о перекрестной пищевой аллергии
image
Врач рассказала, как сделать блюда на огне полезнее
image
Врач Бурнацкая объяснила, когда человеку противопоказана вакцинация
image
Врач объяснил, как справиться с весенней хандрой
image
Как отрастить здоровые волосы?
image
Малышева посоветовала женщинам не наносить яркий макияж под очки для зрения
image
Диетолог объяснила, кому нельзя есть фрукты натощак
image
Продукты, снижающие артериальное давление
image
Терапевт развеял миф о тополином пухе
image
Питание при артериальной гипертензии – гипертонии

Новости

image
Люберецкие врачи спасли пациентку, проходившую с внутриматочной спиралью более 10 лет
image
"Круг добра" будет закупать еще один препарат для детей двух-пяти лет с муковисцидозом
image
Почти 30 тыс. человек стали донорами крови в Подмосковье с начала года
image
Более 63 тыс. звонков поступило в call-центр «Стань мамой в Подмосковье» с начала года
image
Правительство расширило перечень жизненно важных лекарств
image
Сети клиник «Будь Здоров» исполняется 19 лет
image
АПФ попросила упростить подачу документов на регистрацию лекарств
image
«Круг добра» включил в перечень препарат «Трикафта» для детей от двух до пяти лет
image
Правительство расширило перечни ЖНВЛП и ВЗН
image
Конкурс Росздравнадзора «Аптечная организация – лидер отрасли». Открыт прием заявок
image
Подмосковные врачи спасли пациента с увеличенной в 20 раз простатой
image
Врачи предупреждают: москитная сетка не спасет ребенка от выпадения из окна
image
Почти 90 единиц ЛОР-оборудования закупят в Подмосковье в этом году
image
Почти 700 тыс. человек прошли исследование на ВИЧ с начала года
image
Роспотребнадзор разработал форму оценочного листа для соискателя лицензии по дезинфекции
image
Занятия по уходу за близкими людьми теперь проводятся в центрах московского долголетия

Контакты

...

Фармацевтическая компания "МЕДАРГО"

 +7 495 730-55-50   mail@medargo.ru

Время работы: 9.00-18.00 МСК, Понедельник-Пятница